Статьи

JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться

Компания JTI ориентирована на развитие талантливых сотрудников и формирование собственных ценных кадров. Инициативность, открытость, совершенствование – три главные ценности, на основе которых строятся все бизнес-процессы в компании. В интервью Андрей Шульский, HR-директор JTI Беларусь, рассказывает об особенностях своей работы, ключевых событиях, повлиявших на становление белорусского офиса, о том, как стать частью JTI и построить успешную карьеру.
12 августа 2016
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
JTI Беларусь сегодня – это компания с 18-летней историей и организационной структурой более 200 человек. Андрей, расскажите, пожалуйста, какой Вы увидели компанию, когда начали здесь работать?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Я пришел в JTI выпускником филологического факультета БГУ, тогда JTI в Беларуси исполнилось 5 лет, и в компании работало чуть более 20 человек. 13 лет назад работа в международной компании представлялась чем-то из области фантастики. Многие вещи, которые сегодня не являются сверхъестественными, тогда просто приводили в восторг и были предметом гордости: офис в центре города, дружный коллектив, конкурс на вакантное место выше, чем в университете, внутреннее обучение, тщательный отбор. Как сейчас помню свои эмоции после звонка из компании со словами «Ты - в команде!»! Кстати, несмотря на не очевидную связь между образованием и моей будущей работой, именно опыт филфака позволил выбрать HR (от англ., human resources – человеческие ресурсы, прим. ред.) основным направлением своего карьерного развития.
Как компания JTI приобрела свой современный облик?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
На мой взгляд, образ любой компании формируют ее ценности, которые приняты и которым следуют на всех уровнях организации. Наши «Инициативность. Открытость. Совершенствование» с 2012 года являются движущей силой всех изменений, происходящих в компании, влияют на корпоративную культуру и приверженность общему делу. Если же рассматривать облик JTI в Беларуси с точки зрения ее результатов, то выделю несколько ключевых событий и решений, повлиявших и влияющих на успех компании. Во-первых, присоединение рынка Беларуси в 2003 году к Экспортным рынкам (Грузии, Армении, Молдовы, Азербайджана) под управлением JTI Украина. Сегодня мы понимаем, что для нас это было судьбоносным решением, которое предопределило дальнейшее развитие на годы вперед. Во-вторых, локализация производства наших торговых марок и начало успешного сотрудничества с белорусской компанией «Табак-инвест» с 2005 года. Сегодня все наши бренды производятся в Беларуси. И в-третьих – это выделение Беларуси в отдельный рынок в 2010 году с подчинением непосредственно штаб-квартире в Женеве. Данный шаг позволил увеличить скорость и гибкость принятия решений, которые в ситуации постоянных изменений всегда критичны.
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Возвращаясь к ценностям, какое влияние они оказывают на жизнь внутри компании?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Сегодня наши ценности транслируются не только на корпоративном уровне – это и то, какие мы вне офиса. Как для коллег, так и для меня ценности - это не свод выработанных правил, это манера поведения и взаимодействия с людьми, это стиль управления и коммуникаций, это то, как мы ведем себя в жизненных ситуациях. Несомненно, ценности мы стараемся рассмотреть и при подборе новых сотрудников. Очень важно, чтобы наши предпочтения и стремления разделялись теми людьми, которые приходят в компанию. Ибо именно на стадии принятия ценностей, рождается самая главная эмоция – любовь к тому, что ты делаешь. Приведу свой пример: за все время работы в компании у меня не было ни одного дня, когда я не хотел бы идти на работу.

О критериях определения успеха и структурированном подходе в развитии карьеры талантливых сотрудников

Андрей, Вы пришли в компанию сразу после университета. Сегодня Вы директор по персоналу JTI в Беларуси. С чего началась Ваша личная история успеха?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Очень сложно давать оценку своему пути. И даже не потому, что не люблю хвалить себя или это могут делать только мои коллеги или руководители. Дело в том, что у каждого свои критерии и определение успеха. Моя история в JTI началась с позиции филд-промоутера по г. Минску, после чего я продолжительное время занимал различные позиции в отделе развития и обучения персонала, откуда и произошло мое продвижение в HR Director. Анализируя свой путь продвижения от позиции к позиции в компании, могу сказать, что он не давался мне легко, все проходило с большим трудом и с невероятным желанием идти дальше. Изначальное формирование чувства доверия и позитивного отношения к людям стало основой развития моей карьеры в HR. Принимать и понимать человека таким, какой он есть – это своего рода мантра для построения успешной карьеры в HR.
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Какие качества необходимы человеку, чтобы его карьера в JTI была успешной?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Качества и компетенции неразрывно связаны с результатом, которого сотрудник добивается. Очень важно не только то, каким вы являетесь, но и как это помогает быть эффективным. Три года назад мы успешно внедрили структурированный подход к построению карьеры, целью которого является идентификация, развитие и продвижение талантов HiPo (от англ., HiPo – High Potential, высоко потенциальный, прим. ред.) внутри организации. Согласно этому процессу HiPo признается тот сотрудник, эффективность которого соответствует либо выше ожиданий компании от этой позиции, и он также высокопотенциален с точки зрения способностей, стремления и вовлеченности. Таким образом, в зависимости от вышеперечисленного, каждый сотрудник компании помещается в определенную зону Матрицы талантов. Что касается непосредственно механизма, то оцениваются только те сотрудники, стаж которых на одной позиции больше года. Ежегодно проводятся собрания по идентификации талантов. В обсуждение вовлечены руководители и коллеги, которые непосредственно взаимодействуют с кандидатом - через дискуссии, аргументацию, обратную связь мы и выявляем таланты. Таким образом, автоматически еще и решается вопрос открытости и прозрачности самого инструмента и системы. Что происходит дальше? Из перечня HiPo по определенным критериям мы выбираем кандидатов в программу LCP (от англ., LCP – Local Career Path, локальное развитие карьеры, прим. ред.), по сути, являющейся инструментом подготовки таланта на следующую роль в организации. Естественно, то, что я описал – очень краткая выжимка инструмента. Но, думаю, уже из этого можно понять, что это целостная система, позволяющая каждой из сторон быть уверенным в правильности своего выбора.
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Каким образом вы измеряете эффективность данной программы?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
В среднем ежегодно 5% сотрудников становятся участниками программы LCP. За три года действия программы уже 25 сотрудников стали ее участниками, из них 15 получили продвижение. Кроме этого, у нас значительно сократилось время на закрытие вакантной позиции, увеличился уровень продвижений в целом по компании. Именно этим проектом в ближайшее время мы планируем поделиться с HR сообществом.
Можно ли эту программу сравнить с программой кадрового резерва?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Определенно, да. Небольшая разница лишь в том, что мы не просто определяем кандидатов в кадровый резерв, мы еще и самостоятельно растим талантов, чтобы в случае появления свободной позиции, сотрудник сразу же мог приступить к работе, минимизировав время на адаптацию.
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться

Сегодня наш фокус в системе обучения – трансформация знаний в навыки

В компании существует выстроенная годами система обучения персонала. Для кого проводится обучение?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Все сотрудники компании имеют возможность обучаться и совершенствовать свои навыки – как в пределах республики, так и за рубежом. Однако, если говорить о развитии как системе, то наиболее полно она выстроена в самом большом нашем департаменте - отделе продаж. Наш фокус сегодня – трансформация знаний в навыки, поэтому мы все больше уделяем внимание посттренинговому сопровождению сотрудников, созданию условий для использования и обмена новыми знаниями. Например, уже несколько последних лет мы активно культивируем менторство, работу в кросс-функциональных проектах, а также обучение силами Топ-менеджеров. Особенно хочу отметить, что 70% проводимых программ – это исключительно наши наработки и опыт.
А что для новых сотрудников? Есть ли какая-то система обучения?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Для каждого новичка в компании составляется План ввода в должность, в рамках которого руководитель и определяет, какое обучение должен пройти его сотрудник в первые три месяца. При этом, однодневная программа «Введение в компанию JTI» обязательна для всех новичков. Она состоит из блоков: история компании, её достижения, люди в JTI, наши ценности и цели, производство, основные бизнес-процессы и многое другое.

Поговорим о требованиях к кандидатам, процессе прохождения собеседования и распространенных мифах о компании

40% вакансий, которые закрываются в 2016 году – это вакансии торгового представителя. Опишите идеальный портрет сотрудника на данную позицию.
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Мы исходим из того, что идеала достичь трудно по определению. Поэтому в своих ожиданиях мы основываемся на соответствии кандидатов модели компетенций для этой позиции. Определяющими также являются личностные качества, такие как ответственность, целеустремленность и высокий уровень мотивации, который часто можно охарактеризовать одним словом «хочу».
Есть ли отличия в обязанностях торговых представителей JTI по сравнению с другими компаниями сферы FMCG?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Даже внутри компании работа торговых представителей отличается, что уж говорить о других FMCG-компаниях. У каждого своего подхода к построению и поддержанию отношений, выявлению потребностей или работе с возражениями и т.д. Специфику в работу наших сотрудников накладывает лишь индустрия, в которой мы работаем, и которая является строго регулируемой. В этой ситуации главная задача нашего сотрудника – выступить бизнес-экспертом в табачной категории.
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Где вы находите таких профессионалов, из каких сфер чаще приходят?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Как правило, основными потенциальными сотрудниками становятся кандидаты из других FMCG-компаний. Часто это люди с уже имеющимся опытом, или хотя бы с базовыми навыками в продажах.
Кандидаты без опыта могут рассчитывать на работу в JTI?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Конечно, но при одном условии – кандидаты должны компенсировать этот недостаток огромным желанием развиваться, стремлением достигать результата и высокими коммуникативными способностями. И поверьте, у нас достаточно много таких сотрудников. Для студентов, кстати, у нас есть другой инструмент - программа стажировок Jump – вполне реальная возможность стать частью команды JTI. На протяжении четырех лет около восьми человек ежегодно становятся участниками этого проекта. Многие из них после успешного завершения стали не только сотрудниками компании, но уже успели получить повышение в компании.
Как проходят интервью с кандидатами? Как вести себя кандидату с различными представителями компании: менеджером по подбору персонала, непосредственным руководителем?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Сразу уточню, что интервью у нас предшествует различного рода тесты, которые позволяют оценить, насколько хорошо человек может работать с числовой и вербальной информацией. Во время самой встречи с кандидатами для меня, и как представителя HR, и как непосредственного руководителя, важно, насколько аргументирован соискатель в своих ответах. Ведь любое собеседование – это тоже продажа, где вначале кандидат продает себя, а, в случае успеха, затем – и работодатель :). Часто приходиться видеть в резюме количество тренингов, дипломов и различного рода курсов, которые есть в арсенале потенциального сотрудника. И это здорово, но главное не количество, а то, на какой новый уровень развития подымает кандидата очередной диплом или сертификат. Поэтому говорите на языке фактов, приводите конкретные примеры, убеждайте. И последнее, но не менее важное: будьте готовы ответить на следующие вопросы: почему мне интересна эта вакансия и почему я хочу работать в этой компании? Они позволяют оценить Вашу мотивацию, желание и осознанность при выборе позиции и компании.
С какими мифами о компании JTI приходится сталкиваться на собеседовании?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Самый распространенный миф заключается в том, что табачные компании не берут некурящих кандидатов. Не верьте ему! Более половины наших сотрудников не курят.
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться

«Лучшая мотивация – это когда тебе интересно»

В JTI говорят «Лучшая мотивация – это когда тебе интересно». Чем на Ваш взгляд интересна работа в компании JTI?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Это фраза нашего T&D-менеджера :). Можно очень долго говорить о том, что и кому нравится, это вещь очень субъективная. Пожалуй, назову несколько моментов, на которых мы фокусируемся, стараясь реализовать потребности своих сотрудников и которые коррелируют с нашими ценностями: 1. Абсолютно каждый наш сотрудник имеет возможность влиять не только на процессы в компании, их совершенствование – но и на бизнес в целом. Мы очень внимательно относимся к любым инициативам и предложениям сотрудников. Уже 5 лет у нас работает программа BITL, в рамках которой каждый сотрудник может подать любую идею, которая затем анализируется, оценивается и внедряется. По итогам года автор лучшей внедренной идеи вместе с победителями из других стран проводит неделю в Женеве, где находится штаб-квартира JTI. Это - один из примеров поощрения сотрудников активно высказываться и предлагать - формирует, таким образом, чувство вовлеченности и причастности к успеху компании. 2. Возможность карьерного роста. Любая вакантная позиция в компании закрывается внешним кандидатом только после анализа и оценки своих сотрудников. Как результат, по итогам 2015 года, internal promotion rate (англ., показатель внутреннего продвижения сотрудников, прим. ред.) в компании составил 67%, что стало абсолютной цифрой за все время и вполне отражает результаты наших усилий в обучении и эффективной преемственности внутри. Еще одно преимущество работы в JTI заключается в том, что карьера амбициозных и талантливых сотрудников не ограничивается только Беларусью. Так, в первом полугодии 2016г. один сотрудник получил предложение на постоянную позицию в Женеве, а два других наших коллеги получили краткосрочные назначения в Грузию и Индонезию. 3. Опять же к вопросу о том, кто чем мотивирован (улыбается). Могу с уверенностью сказать, что мы являемся привлекательным работодателем и c точки зрения наших компенсаций и льгот.
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Какие командообразующие мероприятия проводятся в компании? Вы, как ТОП-менеджер, какую цель преследуете в проведении таких мероприятий?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Как правило, такие мероприятия проходят ежегодно и совмещены с функциональными конференциями. Содержание подобных встреч вне офиса включает в себя различные активности и Командообразование – одно из них. Планируя такие выезды, мы укрепляем командный дух, узнаем больше друг друга – то, что не всегда получается в ежедневном общении. Кроме этого – это отличная возможность для решения каких-то общих задач, принятия коллективных решений. Это хорошая почва для мозгового штурма, фасилитации идей и обратной связи друг другу. В зависимости от целей командообразования выбирается и его формат – это может быть веревочный курс или квест, экскурсия по Беларуси или даже урок рисования.
Являясь социально ответственной компанией, какие социальные проекты вы поддерживаете?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Во многих странах мира, в том числе и в Беларуси, JTI ведет активную деятельность по инвестициям в общество. Под ними мы понимаем различные проекты, выходящие за рамки основного бизнеса, не связанные с извлечением прибыли, и направленные на улучшение качества жизни людей в обществе, в котором мы живем и работаем. В Беларуси мы фокусируемся на долгосрочных программах, направленных на поддержку культуры и искусства, сохранение историко-культурного наследия, развитие белорусско-японских связей и поддержку пожилых людей. Это партнерство с Национальным историческим музеем, Белгосфилармонией, Минским университетом третьего возраста и проведение ретроспективы японского кино.
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться

«У нас простая и ясная цель: быть самой успешной и уважаемой табачной компанией в мире»

Как достигается достаточно амбициозная цель компании «Быть самой успешной и уважаемой табачной компанией в мире»? Какой вклад коллектива в достижении этой цели?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Достижение цели – это путь в одном направлении всех: и руководителя, и команды. Роль каждого из участников этого процесса трудно переоценить. Попробуйте достать из велосипеда любую деталь, и насколько быстрой и безопасной будет езда после этого? Аналогично и в команде: ни один руководитель не сможет достичь цели без своей команды, без конкретных людей, которые решая свои непосредственные задачи, вносят ощутимый вклад в копилку отдела, департамента, компании, региона и рынка. Задача руководителя - на каждом из этапов управленческого цикла доносить до сотрудников значимость и важность поставленных перед командой целей, показывать ценность каждого игрока команды и укреплять взаимное уважение и доверие внутри коллектива. В этом плане мне близка фраза Адизеса «Успех или провал команды определяется тем, как общаются и взаимодействуют ее члены». Именно в этой атмосфере и в таком окружении рождается самая главная эмоция в бизнесе – страсть, которая и помогает быть самым успешным сотрудником, рынком, регионом, и, в конечном итоге, самой успешной компанией.
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
На протяжении последних 5 лет JTI постоянно участвует в рейтингах и конкурсах на звание лучшего работодателя и, главное, - одерживает победу*! В чем, на ваш взгляд, конкурентное преимущество JTI как работодателя?
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
К тому, что сказал выше могу добавить еще и качество. Внутри все мы немного перфекционисты, поэтому все, что мы делаем, мы делаем хорошо, с душой и с толком!

*Прим. РАБОТА.TUT.BY:

2015 г. - Top Employer Belarus 2015, Top Employer Europe 2015 и Top Employer Global 2015 (JTI-первая в Беларуси компания, получившая сертификацию рейтинга «Лучший работодатель Беларуси, Европы и Мира 2015. Признанное качество в работе с персоналом»).

2014 г. - JTI Беларусь одной из первых компаний получила наивысший рейтинг привлекательности работодателя А. hr от международного рейтингового агентства «Эксперт РА» (RAEX).

В 2010-2013 гг. на конкурсе «Брэнд года» JTI Беларусь трижды становилась победителем в категории «Лучший работодатель».

Больше фото
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
JTI: заниматься любимым делом и постоянно совершенствоваться
Посмотреть вакансии компании JTI

JTI/Japan Tobacco International S&D, FLLC

http://www.jti.com

Сферы деятельности

Товары народного потребления (непищевые)

Участники интервью
Скрыть подробности
Андрей Шульский
Андрей Шульский
HR-директор
JTI – компания, в которой абсолютно каждый сотрудник имеет возможность влиять не только на процессы, их совершенствование - но и на бизнес в целом. В июле 2003 года Андрей Шульский пришел в JTI на должность филд-промоутера (от англ., field – поле, торговый представитель, прим. ред.) и менее чем за 12 лет достиг уровня HR-директора. Своей личной историей и примером, Андрей подтверждает простую истину: «Никогда не поздно стать тем, кем ты хочешь быть», главное твое желание.
Андрей Шульский
Андрей Шульский
HR-директор
JTI – компания, в которой абсолютно каждый сотрудник имеет возможность влиять не только на процессы, их совершенствование - но и на бизнес в целом. В июле 2003 года Андрей Шульский пришел в JTI на должность филд-промоутера (от англ., field – поле, торговый представитель, прим. ред.) и менее чем за 12 лет достиг уровня HR-директора. Своей личной историей и примером, Андрей подтверждает простую истину: «Никогда не поздно стать тем, кем ты хочешь быть», главное твое желание.
Андрей Шульский
Подробнее об участнике